Кудрин назвал пять мифов о путях роста российской экономики

Председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов Алексей Кудрин в статье в газете "Коммерсант" назвал пять заблуждений об обеспечении экономического роста.
Первый миф заключается в том, что инфляция в России носит преимущественно немонетарный характер, следовательно, ее бессмысленно регулировать мерами денежной политики и Центробанк должен отказаться от таргетирования инфляции как основной задачи, поскольку с ней можно справиться, ограничивая монопольные тарифы.
Кудрин:
К "немонетарным" факторам относят не только рост тарифов естественных монополий, но и любое увеличение цен вследствие роста издержек, включая девальвацию национальной валюты, а также инфляционные ожидания.
В действительности же каждый из этих факторов так или иначе носит монетарный характер. Рост тарифов напрямую коррелирует с ростом денежной массы в предшествующий год, поэтому инфляция на рынке потребительских товаров, спровоцированная индексацией тарифов, является результатом предыдущей денежной политики ЦБ.
Второй миф состоит в том, что экономический рост сдерживается недостаточностью денег и его можно подтолкнуть с помощью расширения денежного предложения.
Кудрин:
На самом деле монетизация и иные показатели развития кредитных отношений определяются не жесткостью или мягкостью денежной политики, а способностью финансовой системы генерировать ресурсы. Относительно низкий уровень монетизации в стране является не причиной слабости финансовой системы, а ее следствием.
Третий миф в том, что экономический рост можно разогнать, задействовав значительные незагруженные производственные мощности с помощью смягчения денежно-кредитной политики — снижения процентной ставки.
Кудрин:
Даже если отдельные свободные мощности есть, нельзя "стрелять" по ним из тяжелой монетарной артиллерии, увеличивая риск общего разгона инфляции. Теоретически можно было бы использовать адресные субсидии. Но и в этом случае нужно понимать, что те отрасли или конкретные предприятия, которые получат льготное финансирование, будут лишены стимулов к повышению эффективности.
Миф 4: увеличению темпов роста может способствовать какой-либо аналог политики "количественного смягчения" — предоставления дополнительной ликвидности на льготных условиях
Кудрин:
приводит в качестве примера опыт США, Японии, Великобритании и стран еврозоны, отмечая различия экономической ситуации в этих странах и России. Бывший министр убежден, что отечественный вариант такой политики лишь неминуемо ускорит инфляцию и увеличит давление на рубль из-за "выплескивания" дополнительных денег на валютный рынок.
Миф 5: возвращение ЦБ к активной валютной политике — вплоть до фиксации валютного курса на заниженном уровне — будет способствовать росту за счет снятия с российских компаний валютных рисков, усиления конкурентных позиций экспортеров и компаний, ориентирующихся на импортозамещение.
Кудрин:
Хотя режим регулируемого обменного курса может ненадолго обеспечить иллюзию стабильности, уже в среднесрочной перспективе он, скорее всего, приведет к кризису платежного баланса. В результате зависимость от условий торговли, обусловленная доминированием сырья в структуре экспорта, только вырастет.
У гибкого обменного курса есть важное преимущество: он позволяет экономике адаптироваться к изменяющимся условиям, поскольку способствует ее переходу к новому равновесию.
При разработке стратегии экономического роста необходимо делать акцент на его устойчивости. Элементами стратегии не могут быть меры, дающие позитивный эффект только в краткосрочной перспективе, но создающие в экономической системе деформации, мешающие ее здоровому развитию.
Ранее президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил разработать программу развития экономики до 2025 года, который позволит стране выйти на темпы роста выше мировых. Минэкономразвития создавало Комплексный план действий правительства до 2025 года. В то же время Центр стратегических инициатив во главе с Кудриным разрабатывал собственный проект.
План кабмина предусматривает рост численности занятых в экономике, рост инвестиционной активности и несырьевого экспорта, рост производительности труда. В свою очередь ЦСР предлагает выбирать между повышением налогового перераспределения в 2019 году до 34-35% ВВП и "бюджетной консолидацией" с расходами 31-32% ВВП. В наборе мер также — административная реформа, увеличение пенсионного возраста с 2020 года и сокращение за 20 лет социальных и военных расходов в пользу образования и здравоохранения.
|
|
|
|
|
Чтобы упомянуть другого пользователя в комментарии, введите знак @
Упомянуть можно тех, на кого Вы подписаны или тех, кто принимал участие в дискуссии
Чтобы упомянуть ценную бумагу в комментарии, введите ее тикер после знака ^